Программа 7 ОВЗ

Что такое программа 7 ОВЗ?

Программа 7 ОВЗ — это адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), утверждённая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Существуют два основных варианта реализации этой программы: 7.1 и 7.2, которые выбираются для каждого ребёнка индивидуально на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)123.

Кому подходит программа 7 ОВЗ?

  • Вариант 7.1: предназначен для детей с ЗПР, уровень психофизического развития которых близок к возрастной норме, но при этом наблюдаются трудности в саморегуляции, эмоциональной сфере, легкая недостаточность ЦНС и отдельные дисфункции (например, пространственные, моторные, фонетические). Такие дети обычно могут осваивать основной образовательный материал в стандартные сроки (1–4 классы), при этом нуждаются в дополнительной логопедической и психологической поддержке (5 часов в неделю)123.
  • Вариант 7.2: предназначен для детей с более выраженными трудностями развития, замедленным или неравномерным становлением познавательной деятельности, сниженной способностью к саморегуляции, обучаемостью на фоне частых эмоциональных колебаний. Программа реализуется в пролонгированные сроки (5 лет, увеличивается продолжительность 1 класса), предусматривает больше коррекционной работы (до 7 часов в неделю)123.

Структура и содержание программы 7 ОВЗ

Адаптированная программа учитывает особенности развития детей с ЗПР и включает:

Основные направления работы:

  • Удовлетворение особых образовательных потребностей;
  • Коррекция и развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы;
  • Формирование произвольной регуляции, навыков самоконтроля и поведения;
  • Специальная работа над устной и письменной речью;
  • Психолого-педагогическое сопровождение в обучении и социализации2.

Учебный план и основные предметные области:

Предметная областьОсновные задачи
ФилологияРазвитие грамотности, устной и письменной речи, коммуникативных навыков, расширение словарного запаса
Математика и информатикаФормирование базовых представлений о числе, геометрии, измерениях, развитие мышления и памяти
Окружающий мирОзнакомление с природой и обществом, формирование социально-бытовых умений, соблюдение правил
ИскусствоРазвитие эстетических чувств, творческих и художественных способностей
ТехнологияОвладение трудовыми навыками, умениями практического применения знаний
Физическая культураСодействие физическому развитию, формированию здорового образа жизни
Коррекционно-развивающая областьЛогопедические, психологические и дефектологические занятия
Внеурочная деятельностьДуховно-нравственное, интеллектуальное, спортивное, социальное развитие

Методика обучения

  • Обучение организуется как в традиционных, так и в игровых, практико-ориентированных и исследовательских формах.
  • Значительная роль отводится коррекционно-развивающим мероприятиям, дифференцированному и индивидуальному подходу к каждому ребёнку.
  • Предусмотрены специальные методы контроля знаний, опора на положительную мотивацию, поощрение успеха на каждом этапе4.

Оценка результатов и сопровождение

  • Итоговая оценка достижений устанавливается по завершению уровня начального образования, и включает как предметные, так и личностные и метапредметные результаты.
  • Ведётся комплексное психолого-педагогическое и медицинское сопровождение на протяжении всего учебного процесса, активно вовлекаются специалисты — дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги2.

Примеры реализации программы в школе

  • На местах к базовой программе добавляются авторские учебные планы и специализированные курсы.
  • Для каждого предмета разрабатывается адаптированная рабочая программа с коррекционным и диагностическим сопровождением4.
  • Основой реализации программ служат федеральные учебники с дополнительными материалами, рабочими тетрадями, электронными ресурсами, интерактивными пособиями.

Важные ссылки и документы

  • [Федеральные требования к АООП НОО с вариантами 7.1 и 7.2]2
  • [Типовые коррекционные и образовательные программы для детей с ОВЗ]143

Программа 7 ОВЗ обеспечивает уровневый подход к обучению детей с задержкой психического развития, их успешную социализацию, коррекцию индивидуальных трудностей, полноценное освоение предметных знаний и жизненных компетенций независимо от выраженности особенностей развития.

zo1830.ru